Search
Close this search box.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Татарстан "Республиканский центр реабилитации Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан имени Ш.С. Каратая"
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Татарстан "Республиканский центр реабилитации Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан имени Ш.С. Каратая"

Телефонное мошенничество и самозащита от него Профессор кафедры психотерапии и наркологии КГМА – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО А.М.Карпов

Мошенничество — распространенный вид криминальных действий, на основе обмана с целью наживы.
Несмотря на активное информирование в СМИ о случаях мошенничества и о стратегиях поведения, позволяющих нейтрализовать действия мошенников, их деятельность не прекращается
По данным Генпрокуратуры, в каждом десятом случае мошенничества жертвами кибермошенников становятся пенсионеры.

На сайте МВД России есть специальный раздел «Внимание, мошенники!»

• В нем даются рекомендации по безопасности пользования Интернетом при проведении финансовых операций, а также о том,
• как действовать, чтобы не стать жертвой телефонных мошенников.
• Рекомендации помогают гражданам избежать участи жертв,
• но мошенники изучают эти рекомендации для совершенствования своих технологий обмана и манипуляций

«Прогресс» мошенничества

• В последнее время мошенники используют более сложные сценарии сценарии манипулирования психикой и поведением людей
• С участием фейковых представителей банка и правоохранительных органов, которые представляются как уполномоченные, компетентные спасители, но
• оказываются изощренными грабителями

Усложнение схем мошенничества

• К новым легендам и способам обмана наивные, доверчивые граждане не готовы,
• доверяют мошенникам и становятся их жертвами, лишаются своих денег и собственности
• Для защиты населения от мошенничества разрабатываются научные подходы и рекомендации
• Психологи изучают особенности личностей жертв и обманщиков:
• Слабые места психологии граждан для разработки дифференцированных рекомендаций для самозащиты
• от хитрых, образованных, но бесчестных мошенников
(Мешкова, Ениколопов, Кравцов, 2020).

Направления исследований
Психологи целенаправленно выявляют характеристики граждан, связанные с полом, возрастом, идеологией, социальным, семейным, материальным положением, с временем дня, с религиозными и политическими праздниками и др. Стратегии противодействия манипуляциям мошенников должны быть дифференцированными с учетом значимых характеристик

Сценарий работы мошенников
Мошенническая манипуляция начинается «со звонка» и продолжается по каналам телефонной связи.
По телефону не видно лиц мошенников, мимики, жестов, одежды, возраста, прически, каких-то примет для опознания
Слова, выражения, интонации, скорость и громкость речи можно сыграть, произвести впечатление заботливых, добрых, компетентных, уполномоченных, ответственных госслужащих.
Исследований проблемы телефонного мошенничества и его жертв на данный момент недостаточно. В основном нам доступны зарубежных работах (Reisig et al., 2006; 2013)

Мошенническая манипуляция начинается «со звонка» и продолжается по каналам телефонной связи.
По телефону не видно лиц мошенников, мимики, жестов, одежды, возраста, прически, каких-то примет для опознания
Слова, выражения, интонации, скорость и громкость речи можно сыграть, произвести впечатление заботливых, добрых, компетентных, уполномоченных, ответственных госслужащих.
Исследований проблемы телефонного мошенничества и его жертв на данный момент недостаточно. В основном нам доступны зарубежных работах (Reisig et al., 2006; 2013)

Сценарии поведения мошенников

Мошенники звонят по телефону и представляются сотрудниками банка, полицейскими, ЖКХ.
Предупреждают о замене счетчиков или кранов, о доставке посылки. Для обеспечения встречи с ними нужно подтвердить пароль. Назвать или написать какие-то цифры. Эти рекомендации нельзя выполнять
пытаются убедить абонентов сообщить данные или перевести деньги на определенные счета,
Вызывают у абонента страх потерять деньги, остаться без отопления, газа, воды, электричества
Играют на законопослушности и доверчивости
Маскируют корыстные намерения под маской исполнения «служебных обязанностей».

Поделиться
Telegram
VK
WhatsApp
Оставьте заявку и мы свяжемся с Вами

Нажимая кнопку «Записаться» вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Контактная информация
пн-пт с 8:00 до 17:00
Свяжитесь с нами любым удобным для Вас способом
Мы в соцсетях:
Оставить отзыв

Нажимая кнопку «Записаться» вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности