Новости Центра

Все новости

Акции и скидки!!!

22 Апреля 2024 г.
Спасайтесь как Виктор Франкл Европеец - швейцарский психолог, психотерапевт В. Франкл - узник концлагеря, выполнявший в нем миссию врача психотерапевта. Он доказал, что в самых тяжелых ситуациях «помогает выжить наличие смысла, причем масштабного, духовного, значимого для будущего». Во время Великой Отечественной войны это была цель ликвидировать фашизм и войны навсегда. Сейчас ситуация похожая. Можно сказать, что В. Франкл дал человечеству этически и научно обоснованную рекомендацию «Спасайтесь смыслом – масштабным, духовным, значимым для будущего».
подробнее

19 Апреля 2024 г.
Спасайтесь как Муса Джалиль Татарский поэт, Герой Советского Союза, Лауреат Ленинской премии Муса Джалиль пошел на войну, отказавшись от брони. Был политруком и военным корреспондентом. В 1942 г. попал в плен. Борьбу с фашизмом продолжил в концлагере. Для этого он вступил в легион «Идель-Урал», созданный для распространения фашистской идеологии среди образованных представителей неславянской национальности. В этой организации он начал подпольную деятельность, готовил восстание заключенных. Он не ставил целью спасти свою жизнь. Знал, что в условиях концлагеря подпольщиков разоблачат и казнят. Но он сохранил свои духовные ценности, они были дороже биологической жизни, боролся за них всеми способами. Выразил это в стихах: Песня меня научила свободе, Песня борцом умереть мне велит. Жизнь моя песней звенела в народе, Смерть моя песней борьбы прозвучит! Он стал героем, заслужил духовного бессмертия, вечной памяти и благодарности человечества. . Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/musa-dzhalilв Продолжение следует... Вы можете записаться на прием к профессору Анатолию Михайловичу Карпову по телефону +7(843)564-55-17 или написать на нашу почту Rifkat.Bakirov@tatar.ru
подробнее

 

Телефон:

(843) 564-55-17

О центре Услуги центра Программы реабилитации Фотогалерея Полезная информация Контакты

Новости

Новости от психотерапевта Карпова А.М. вышло новое пособие Особенности адаптации в условиях вынужденной самоизоляции : Учебно-методическое пособие

Особенности адаптации в условиях вынужденной самоизоляции Коронавирусная пандемия 2020 г. войдет в историю медицины, как новая по структуре угроза человечеству. Самоизоляция, введенная как понятная, обоснованная мера профилактики распространения коронавирусной пандемии весной 2020 г. стала трудным испытанием для страны – народа и государства. Она вызвала резкое изменение всех составляющих привычного образа жизни – биологических, психологических, социальных и духовных. Биологическая потребность быть живым и здоровым неожиданно стала приоритетной, подчинившей психологические и социальные потребности трудиться, зарабатывать на жизнь, учиться, общаться, развлекаться, отдыхать, заниматься физкультурой, распоряжаться своим временем и правом свободного передвижении по своему городу и стране. Проживание в режиме самоизоляции сопровождалось интенсивными информационными воздействиями на людей пугающего (предупредительного) содержания и социальными, в основном, ограничительными мерами. Людям было трудно выполнять обязательные требования безопасности, а государственным служащим контролировать их исполнение. Когнитивный диссонанс – самый распространенный симптом стресса в ситуации пандемии Расстройство адаптации на начальном этапе пандемии При коронавирусной инфекции появилось много факторов для формирования расстройств адаптации у совершенно здоровых, не инфицированных людей, которым было предписано жить в режиме самоизоляции, находиться в своей квартире с семьей не определенное по длительности время. Карпов А.М., Герасимова В.В. и др. Особенности адаптации в условиях вынужденной самоизоляции : Учебно-методическое пособие / А.М. Карпов, В.В. Герасимова и др. – Казань: ИД «МеДДоК», 2020. – 44 с. Читайте отрывок по ссылке подробнее... Проконсультироваться и записаться на прием к профессору Карпову Анатолию Михайловичу можете по т. +7(843) 564-55-17


Особенности адаптации в условиях вынужденной самоизоляции


Коронавирусная пандемия 2020 г. войдет в историю медицины, как новая по структуре угроза человечеству. Самоизоляция, введенная как понятная, обоснованная мера профилактики распространения коронавирусной пандемии весной 2020 г. стала трудным испытанием для страны – народа и государства. Она вызвала резкое изменение всех составляющих привычного образа жизни – биологических, психологических, социальных и духовных. Биологическая потребность быть живым и здоровым неожиданно стала приоритетной, подчинившей психологические и социальные потребности трудиться, зарабатывать на жизнь, учиться, общаться, развлекаться, отдыхать, заниматься физкультурой, распоряжаться своим временем и правом свободного передвижении по своему городу и стране. Проживание в режиме самоизоляции сопровождалось интенсивными информационными воздействиями на людей пугающего (предупредительного) содержания и социальными, в основном, ограничительными мерами. Людям было трудно выполнять обязательные требования безопасности, а государственным служащим контролировать их исполнение.


Когнитивный диссонанс – самый распространенный симптом стресса в ситуации пандемии


Основным, самым распространенным симптомом стресса и дезадаптации у населения многих стран в условиях пандемии, стал когнитивный диссонанс – недоумение и растерянность, вызванные тем, что, имевшиеся конструкции знаний о мире, о безопасности, об условиях жизни, о законах, правовых, культурных и моральных нормах, правах, гарантиях, ресурсах, возможностях и т.п. – обрушились. Новых мировоззренческих, социальных, психологических, поведенческих конструкций не появилось. Что будет дальше с мутирующим вирусом, с медицинскими, социальными, экономическими, политическими, правовыми и другими последствиями – никому неизвестно.


В СМИ выдается много разных прогнозов от врачей, чиновников, политиков, журналистов, пророков, астрологов, футурологов, содержание которых варьирует от самых пессимистичных до осторожно оптимистичных. Люди в этой информации пытаются разобраться, определить отношение к ней и стратегию поведения, но в итоге, преобладает неопределенность, пессимизм, взаимные претензии, деморализующий и дезорганизующий хаос. Это создало дефицит достоверной информации, усугубляющий неизвестность, страх и стресс, соответствующий реакции населения на угрозы его значимым интересам, как от вируса, так и от управленческих решений и методов для устранения этих угроз.


Дополнительными факторами психической травматизации стали: – внезапность, неожиданность появления информации об угрозе и фиксация на ней в последние месяцы; – стрессирующий характер информации и способов ее подачи, обусловленный тем, что вирус – угроза жизни, то есть самым значимым интересам людей. Масштаб угрозы – самый большой – всемирный; – дополнительная драматизация и моральная травматизация антигуманизмом, сообщениями о том, что вирус специально создан для сокращения населения земли, избавления от «бесполезных» контингентов престарелых, пенсионеров, бедных, больных и т.п. Эта «правда», усиливает стигматизацию пожилых людей, вызывает печальные чувства обиды, обреченности, страха, беззащитности и др.; – пессимистичность информации – сообщения об отсутствии эффективных и доступных способов профилактики и лечения; высокой смертности; способности вируса к мутациям, подрывающей эффективность вакцинации и доверие к ней; – беспрецедентная политизация. В обсуждении и принятии решений медицинской проблемы в СМИ мощно и уверенно доминируют политики, оттесняя специалистов-вирусологов от информационных, административных и финансовых ресурсов. Коро-навирус назван биологическим оружием, началом мировой бактериологической войны нового формата, с использованием биотерроризма, к которому не готовы население и армия. Муссируются эпатирующие версии о том, что вирус – это прикрытие для других, более негативных событий и перспектив, смены конституции, законодательной замены очного образования дистанционным, принудительной вакцинации, сочетающейся с чипизацией и цифровизацией населения для внешнего компьютерного управления его психикой и поведением, созданием системы электронного рабства и т.п.


Война в информационном пространстве усугубляет когнитивный диссонанс, хаос, стресс, тревогу, способствует росту психических и поведенческих расстройств; – мифологизация информации. Астрологи, футурологи, обладатели духовных и редких, «не научных», «не доказательных» знаний и технологий, говорят о том, что происходит перезагрузка Вселенной, смена магнитных полюсов, повышение частоты электромагнитных вибраций Вселенной и людей. Высокочастотные Силы Добра и Света побеждают низкочастотных приверженцев Тьмы и Зла. – конфликтогенность информации. Политологи сообщают о революционной перезагрузке мировой политики. Курс на глобализацию, открытость границ, объединение стран и народов резко сменился на закрытость, изоляцию, разрыв технологических цепочек, сокращение сотрудничества, торговли, туризма, спортивных, культурных связей. Мир начал становится другим. Пошел процесс разобщения (распада) на уровне политических, экономических, культурных, спортивных связей между странами (Евросоюза), но компенсаторно стал нарастать запрос на усиление единства людей и стран на уровне человеческих биологических, душевных и духовных ценностей. Правительства многих стран стали ближе к людям, начали оказывать им финансовую и материальную помощь.


Психическая травматизация мерами защиты от коронавируса


К описанным информационным угрозам на начальном этапе пандемии добавились:


– Финансовые и социально-экономические угрозы, обусловленные карантинным закрытием предприятий, ростом безработицы, потерей доходов, угрозой нищеты, голода и др. Произошло резкое снижение стоимости нефти и рубля, начался рост цен на товары, создался ажиотажный спрос на ряд лекарств и продуктов, средства индивидуальной защиты, обусловивший рост цен на них и незапланированные расходы.


– Социальная депривация. Самоизоляция реализовалась ограничением свободы перемещения, прекращение личных встреч с сотрудниками, друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми. Сократилось пространство, содержание, наполнение, оформление, продолжительность человеческого общения, которое Антуаном де-Сент Эзюпери признано душевной ценностью и самой большой роскошью. Много необходимых, значимых для душевного комфорта представлений, ощущений, переживаний, вариантов деятельности прекратилось.


Общение мотивирует людей к раскрытию своих достоинств и ресурсов, активирует воображение, фантазию, творчество, чувства, мышление, речь, голос, мимику, жесты, позы, походку. Общение дает много возможностей получать удовольствия от реализации своих внешних и личностных достоинств, а также от признания профессионализма, культуры труда и поведения, уважительного отношения, высокого, комфортного социального положения. У большинства людей имеется неосознаваемая сформированная зависимость от общения, как особо значимой, любимой формы деятельности.


Самоизоляция вызвала синдром отмены, «абстиненцию» с неспецифическими эмоциональными, вегетативными и поведенческими расстройствами. Физическая депривация с уменьшением двигательной активности, прекращением спортивных тренировок, пробежек, прогулок, количества шагов, скорости ходьбы, подъемов и спусков по ступенькам, значительно сократило мышечные и суставные нагрузки по длительности и интенсивности. Известно, что мышцы являются исполнительными органами для коры головного мозга. То есть, мышечная активность повышает активность мозга и психики. В условиях самоизоляции этот источник активации мозга существенно слабеет.


Кроме того, при спортивных тренировках в мышцах и других органах образуются вещества, обладающие свойствами регуляторов дыхания, кровообращения, пульса, давления, чувствительности, эмоций, в том числе морфиноподобные, вызывающие эйфорию.


Физкультурникам знакомо чувство мышечной радости. У них сформирована зависимость от регулярных физических нагрузок, как от аналогов наркотиков. Она включена в классификацию зависимостей.


В режиме самоизоляции этот вариант абстиненции также неизбежно появляется и проявляется нарушениями самочувствия, настроения и поведения. Закрылись места отдыха, запланированные, оплаченные туристические поездки сорвались, возникли проблемы с возвратом денег.


– Переход на дистанционное управление и обучение добавил количество стрессирующих факторов – большинство преподавателей и обучающихся оказались психологически, методически, технически, профессионально не готовы к такой форме работы и учебы; возросли затраты труда, времени, сил, утомление, астения, неуверенность, тревога, депрессия.


Таким образом, психика людей неожиданно оказалась мишенью для одномоментного воздействия всеми способами ее травматизации в самых больших «дозах» и всемирных масштабах.


Расстройство адаптации на начальном этапе пандемии


При коронавирусной инфекции появилось много факторов для формирования расстройств адаптации у совершенно здоровых, не инфицированных людей, которым было предписано жить в режиме самоизоляции, находиться в своей квартире с семьей не определенное по длительности время. В первые дни это нравилось. Плюсы есть – объем нагрузок уменьшился, не надо тратить силы, время и деньги на проезд; вся семья дома, легче организовать питание и отдых и т.д. Но определились и «минусы». Дом и семья традиционно наделены специфической конфигурацией биопсихосоциодуховных потребностей.


Дом – это, прежде всего, пространство для удовлетворения биологических и психологических потребностей – общения с членами семьи, отдыха, приготовления и приема пищи, сна, пользования туалетом и ванной, бытовых дел, уединения, отделения от чужих людей. «Мой дом – моя крепость». Стиль поведения дома проще. Он более интимный, мягкий, комфортный. Дома требования к одежде, внешнему виду, к речи – подбору тем для разговоров, слов, интонаций, громкости и др. традиционно отличаются.


Эти психологические атрибуты дома в режиме самоизоляции никто не отменял. Вся семья дома бывает только в выходные дни, в праздники, во время отпуска. Этот нормальный стереотип самочувствия и поведения дома всегда был противоположностью стереотипа самопредъявления и поведения на работе и на учебе.


Перевод большинства работающих и учащихся на выполнение производственных и учебных обязанностей в условиях дома, при наличии в нем семьи, создал конфликт интересов и потребностей. Стереотипы домашнего и производственного поведения столкнулись, как машины на встречной полосе, деформировались, частично разрушились, постепенно перемешались и переформатировались.


Работать и учиться дистанционно, многим оказалось намного сложнее, потребовалось дольше сидеть за компьютером, больше разговаривать по телефону, чаще звонить и отвечать на звонки. У большинства семей дома один компьютер, который стал нужен одновременно всем членам семьи. Между детьми и родителями возникла борьба за «рабочее» место и время с соответствующими высказываниями, эмоциями, упреками, претензиями, воспитательными и «организационными» мерами. Резкое ограничение свободы передвижения до ближайшего магазина, аптеки, «мусорки»; закрытие фитнес-центров, бассейнов, бань, парков, рынков, через несколько дней стали ощущаться как социальная и двигательная депривация, принудительное нарушение привычных стереотипов бытового и трудового поведения, психического и физического самочувствия. Уменьшение количества впечатлений, физической активности, мышечных нагрузок стали ощущаться как физическая слабость, детренированность, усталость.


Необходимость длительного пребывания в стенах квартиры всех членов семьи с ограничениями личного пространства, стали вызывать утомление и раздражение, возникновение конфликтов и ссор.


Таким образом, сочетание множества серьезных угроз, противоречивых суждений, рекомендаций и прогнозов, превысили возможности людей к синтезу информации и принятию логически обоснованных решений, обусловили дезинтеграцию в душе, распространяющуюся на поведение, на ситуацию в социуме, в стране и в мире, создали у большинства населения состояние растерянности, ощущение незащищенности, пессимизма, ожидания больших лишений, а вследствие этого, ответного возмущения и протеста, который, не понятно, на что или на кого направить.


Психика наших современников проходит испытания на прочность. Ежедневно каждому человеку нужно определить свою позицию в потоке разнообразных угроз его жизненно важным интересам, как-то защититься и адаптироваться в ситуации «когда все разваливается», найти ресурсы для сохранения самообладания и обеспечения условий для жизни своей семьи.

Карпов А.М., Герасимова В.В. и др. Особенности адаптации в условиях вынужденной самоизоляции : Учебно-методическое пособие / А.М. Карпов, В.В. Герасимова и др. – Казань: ИД «МеДДоК», 2020. – 44 с.

Проконсультироваться и записаться на прием к профессору Карпову Анатолию Михайловичу можете по  т. +7(843) 564-55-17  


Назад

Услуги центра реабилитации

Вопросы и ответы

Вас рад проконсультировать

с 8-00 до 17-00 (пн, вт, ср, чт, пт)

телефон:

приемная +7(843) 564-55-17

факс +7(843) 555-80-31

 

 

 

О центре | Услуги центра | Программы реабилитации | Полезная информация | Контакты

Создание сайтов Казань ‛Улет-студия‛

Продвижение сайтов Казань‛Улет-студия‛

Все права защищены (С) 2009. ГМУ «Республиканский Центр реабилитации МЧС РТ имени Ш.С. Каратая»

Адрес: 420039, г. Казань, ул. Гагарина, д. 52 телефон/факс:(843)564-55-17 (схема проезда)